Декоративно-прикладное искусство

Культурология

Форма декоративного искусства охватывает целый ряд отраслей искусства, которые посвящены производству художественных изделий, предназначенных главным образом для использования в повседневной жизни.

Изделиями декоративно-прикладного искусства могут быть различная посуда, мебель, текстиль, рабочий инструмент, средства передвижения, а также одежда и всевозможные украшения. Помимо классификации произведений декоративно-прикладного искусства в соответствии с их практическим назначением, со второй половины XIX века в научной литературе стала практиковаться классификация отрасли на основе используемых материалов (металл, керамика, текстиль, дерево) или техники исполнения (резьба, живопись, вышивка, печать на ткани, литье, чеканка и т. д.). Данная классификация является результатом важной роли конструкторско-технологических принципов декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связи с производством.

Декоративно-прикладное искусство

Решая практические и художественные задачи, как и архитектура, декоративно-прикладное искусство в то же время относится к сфере создания материальных и духовных ценностей. Его изделия неотделимы от материальной культуры эпохи, в которой они создавались, и тесно связаны с обычаями и нравами, различными местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Поскольку произведения декоративно-прикладного искусства являются неотъемлемой частью мира предметов, с которыми человек ежедневно соприкасается, их эстетические качества, характер и создаваемые ими образы постоянно влияют на его психические состояния и настроения и являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Насыщая эстетически окружающую человека среду, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, поскольку обычно воспринимаются в терминах архитектурно-пространственного содержания среды и входящих в нее других предметов или комплектов (посуда, мебель, одежда, украшения). Следовательно, идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть полностью понято только при наличии четкой картины (действительной или мысленно воссозданной) взаимодействия объекта с человеком и его окружением.

Архитектоника объекта, зависящая от его назначения, возможностей дизайна и пластических свойств материала, часто играет основополагающую роль в создании художественного произведения. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения составных частей, ритмическая структура являются единственными средствами для воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, недекорированные изделия из стекла или некоторых других бесцветных материалов).

Именно тогда становится очевидным особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, непредставительных средств художественной выразительности, использование которых свидетельствует о его родстве с архитектурой. Эмоционально значимый образ часто вызывается ассоциативным образом (сравнение формы предмета с каплей воды, цветком, фигурой человека, животного, какими-то своими элементами или другим предметом, например колокольчиком или балясиной).

≋ Городской портал Москвы ᐈ MoscowFY
Добавить комментарий